Пользователь
Логин:
Пароль:
  Регистрация
Обновления
Астротека 01-05-2011
Опубликована статья А.Пецык "Постройка 18-ти дюймового добсона «Фомальгаут»".

Astronomer.ru 12-11-2010
Большая экспедиция ПулКОН по Западному полушарию

Astronomer.ru 10-10-2010
Первый свет второго Цейсс-600 в Тарихе

 Все обновления
Доска объявлений
 747   Продаю/Меняю  0 
 356   Куплю  0 
  Список досок
Оборудование
Обзоры оборудования

Эрик Роэл - 10-дюймовый f/20 «максутов» TEC

Дата публикации: 15-03-2003     Источник: http://www.cloudynights.com/reviews/tec10.htm


10-дюймовый f/20 «максутов» TEC


Автор рядом с 10-дюймовым TEC f/20 и 12-дюймовым Meade LX200

Автор рядом с 10-дюймовым TEC f/20 и 12-дюймовым Meade LX200


Замечание редактора сайта Сloudynights:
Хотелось бы обратить внимание читателя на то, как Э. Роэл описывает проверку по звездам в своей блестящей статье. Приступая к проверке, он понимал, что оптическая схема является отправной точкой для оценки возможностей телескопа. Хотелось бы призвать к этому других авторов, если их инструмент не покажет ожидаемого результата при проверке по звездам. Если вам не хватает сведений, то постарайтесь получить их у производителя. В противном случае вы рискуете ошибочно применить несоответствующие типовые результаты тестирования к инструменту, вполне качественно спроектированному и изготовленному. Лишь справедливая оценка будет полезна и компании-производителю, и любителям астрономии, которые станут читать ваш обзор.


Несколько лет назад я начал подыскивать длиннофокусный телескоп разумной апертуры, способный превзойти мой 225-мм f/12 «шмидт-кассегрен» Takahashi. Takahashi – это телескоп, у которого ошибка волнового фронта долгое время объявлялась менее 1/8 длины волны, и я знаю, что непросто отыскать инструмент, способный его побить. Я применял этот инструмент для наблюдений и фотографирования Луны и планет с высоким разрешением, но мне захотелось иметь телескоп с большим фокусным расстоянием и меньшим центральным экранированием.

Пару раз посетив конференцию телескопостроителей под Риверсайдом (RTMC) и слет наблюдателей Техаса, я получил возможность поглядеть в телескопы Ариес, а также «максутовы» от Интес и Интес-Микро. Мне очень понравилась российская оптика, но вовсе не мастерство механиков. Я обнаружил смещение изображения, фокусер всегда ходил или слишком туго, или слишком легко, так что русский танк или подводная лодка показались мне не очень привлекательными. Я там добросовестно проверил, как изготовлены первые образцы российских труб, поступившие в США. И установил, что некоторые из них имели исключительное качество, некоторые – хорошее, а малая часть – посредственное. Следовательно, заключил я, в целом оптика делается хорошо, но контроль ее качества недостаточен. Я читал, да и сам убедился, что эти инструменты за прошедшие годы были тщательно доработаны, поэтому ныне они обладают очень хорошим качеством и оптики, и механики.

Впоследствии я связался с некоторыми дистрибуторами российской оптики, включая Telescope Engineering Company (TEC). Большинство из них обещало оптику с качеством от 1/6 до 1/12 длины волны. В противоположность прочим, Юрий Петрунин из TEC пообещал мне всего лишь честную четверть лямбда или, как он выразился, возможно и лучше.

Небольшое личное отступление. Долгие годы я делал и переделывал оптику и для себя, и для своих друзей. В конце концов я подсчитал, что через мои руки прошло более 60 инструментов, включая «ньютоны», «кассегрены», «грегори», камеры Шмидта, корректоры Шмидта, камеру Райта, шестидюймовый «максутов», ряд плоских зеркал и много чего еще. Следовательно, я знаю, как проверять оптику и знаю, насколько сложно создать зеркально-линзовую систему дифракционного качества с превосходными поверхностями. Мне пришлось исправлять немало серийных параболических зеркал хорошо известных новых и старых производителей. Качество многих из этих образцов заявлялось не хуже 1/10 длины волны, а иногда даже и 1/25 лямбда, но в действительности большинство из них имело недоисправленные или переисправленные параболоиды, которые в самом лучшем случае даже не дотягивали до настоящего дифракционного предела. Некоторые же имели настолько грубую форму, недополировку и все типы зональных ошибок, что в действительности больше походили на небрежно выполненные сферы.

Я никогда раньше не видел «максутовы» TEC, но после беседы с Юрием и изучения описания инструментов, которое он мне прислал, я загорелся и сразу же принял твердое решение купить М-К 250/20 в июле 1996 г. Юрий рассказал мне, что оптика, главное зеркало которой - астроситалловое, изготовлена на Украине, а он здесь, в США, делает всю механическую часть труб, включая диафрагмы, оправы, фокусеры и т.д. Он также контролирует повторно качество оптики и бракует образцы, которые ему не понравились.

Затем пришла пора принимать тяжкое решение – продать или оставить мой ненаглядный Takahashi с серийным номером 001 (а всего-то их было выпущено около сотни). Я нуждался в средствах для покупки нового неведомого телескопа. В тот момент я испугался, что совершаю неверный шаг, и стоически продержался несколько месяцев.

Когда я наконец-то получил трубу, то был восхищен великолепным исполнением механической части инструмента. Он сразу напомнил мне довоенный Цейс. Я сказал себе, что если телескоп настолько хорошо выглядит внешне, то доподлинно покажет и невероятное оптическое качество.

Длина трубы - 1100 мм (вместе с противоросником), диаметр - 290 мм и вес 19 кг. После установки на мою G-11 обнаружилось, что нужна более крупная монтировка для обеспечения устойчивости инструмента с пятиметровым фокусным расстоянием. Наконец, по прошествии почти полутора лет ожидания, я получил немецкую экваториальную монтировку A-P 1200 с системой «go-to», чтобы водрузить на нее ТЕС. Эта комбинация работает превосходно, и ею я пользуюсь поныне.

Автор со своим бывшим 225-мм Takahashi

Автор со своим бывшим 225-мм Takahashi


Относительно оптики 10-дюймового f/20 TEC могу только сказать, что она несомненно превосходит мой бывший 225-мм f/12 Ш-К Takahashi. К собственному удивлению, должен также заявить, что оптика превосходит и все телескопы, которые я сам когда-то строил, которыми владел и в которые наблюдал за все 52 года занятий любительской астрономией. Пожалуй, следует сделать уточнение: качество изображений ТЕС примерно сопоставимо с длиннофокусным 14-дюймовым «ньютоном», в который мне довелось наблюдать. Мне запомнилась его прекрасная клепаная шестигранная алюминиевая труба с самым плавным фокусером, который мне встречался. Хозяин рассказал, что главное зеркало было изготовлено фирмой Perkin-Elmer для НАСА или чего-то подобного и досталось ему «в нагрузку» всего за несколько долларов. Никогда не забуду вид Сатурна, который его телескоп показал на слете наблюдателей Техаса много лет назад. К сожалению, я забыл имя этого счастливца.

Возвращаясь к оптике ТЕС, могу сказать, что она исключительно прозрачная и мениск почти не рассеивает свет. Вы когда-нибудь пробовали осветить ночью фонариком объектив? Если нет – попробуйте, и вы, вероятно, обнаружите ужасную картину: тысячи и миллионы раковин, царапин и пузырьков, испещряющих корректор и главное зеркало. Однако ТЕС отражает свет почти без рассеяния. Это многое говорит о превосходном исполнении стекол и качестве полировки поверхностей, а также о новых достижениях в искусстве просветления. Сферическое главное зеркало очень гладкое, имеющее правильную форму без зональных ошибок, подвернутого угла или астигматизма. В целом телескоп превосходен! Он создает точечные изображения звезд подобно рефрактору. Каждый раз при наблюдениях Трапеции Ориона мне удается разрешить звезды E и F в обычный 26-мм «плессл», дающий увеличение примерно 190х. Это говорит не об особом наблюдательском мастерстве, но свидетельствует о низком уровне рассеяния и отличном контрасте.

Двойные звезды, когда позволяют погодные условия, четко разрешаются вплоть до апертурного предела, а при наблюдениях Луны и планет просто дух захватывает. Этот телескоп всякий раз преподносит мне приятные сюрпризы, и я наблюдаю в него каждые выходные, если находится такая возможность.

Вид кратера Клавий в ТЕС (камера Starlight Xpress SXL8). Фотография с сайта автора.

Вид кратера Клавий в ТЕС (камера Starlight Xpress SXL8). Фотография с сайта автора.


При наблюдениях Луны и планет просто забываешь, что установлены чрезвычайно сильные увеличения – иногда даже свыше 50х или 60х на дюйм. Это потому, что изображение устойчивое. Я обычно наблюдаю с увеличениями в диапазоне от 200х до 800х, если позволяет состояние атмосферы. Иногда я даже загонял увеличение до 1190х, дабы еще раз убедиться в том, что оптика превосходна. Большинство моих наблюдений Марса в противостоянии 1999 г. проводилось с увеличениями от 625х до 714х. Некоторые из моих друзей – опытные наблюдатели, и они не могли поверить, что такое вообще возможно, пока я не продемонстрировал им фокусное расстояние окуляров и таблицу с соответствующими увеличениями телескопа.

Контраст играет важную роль в качестве изображения ТЕС. Звездные поля выглядят подобно россыпям бриллиантов на черном бархате, поскольку в поле зрения нет рассеянного света благодаря правильно спроектированным диафрагмам. Даже при наблюдениях Луны вблизи лимба видны слабые звезды на настоящем бархатно-черном фоне. Это создает необыкновенное волшебное ощущение при наблюдениях.

У меня нет данных интерферометрического контроля данного инструмента, поскольку он является одним из первых, выпущенных ТЕС (серийный номер 4). Однако я полагаю, что ошибка волнового фронта много менее 1/8 лямбда. Мой окуляр для теста Ронки при проверке по звезде показывает совершенно ровные и четкие полосы перед фокусом и за ним. Единственное, что можно увидеть при использовании одной линии из ста в моей решетке или ножа в фокусе – это абсолютный нуль искажений. [Прямые полосы появляются в Ронки-тесте вне фокуса идеальной системы; при наличии остаточных аберраций полосы искривляются и по их форме судят о величине и типе доминирующей остаточной аберрации – прим. Э. Шекольяна.]

Проверка по звездам обнаруживает практически идентичную структуру колец Френеля в предфокальном и зафокальном изображениях. Вы, вероятно, думаете: а разве не должна хорошо исправленная система показывать тождественные дифракционные картины? Ответ – нет, поскольку менисковый корректор в схеме Максутова со всеми сферическими поверхностями создает сферические аберрации третьего и пятого порядка, уровень которых обычно не позволяет достигнуть коррекции лучше 1/8 лямбда. Причина различия дифракционных картин состоит в том, что точка наилучшего изображения не совпадает с параксиальным фокусом, что и проявляется в асимметрии структуры дифракционных колец.

Симметрия дифракционной картины относительно фокуса справедливо считается очевидным критерием качества оптики, но это верно только для оптических схем, отличных от схемы Максутова со всеми сферическими поверхностями. Если же ввести в эту схему асферическую поверхность, то можно обеспечить одинаковые дифракционные картины по обе стороны фокуса. [Данный критерий качества не зависим от типа оптической системы. Классический «максутов-кассегрен» для снижения высоких порядков сферической аберрации делают менее компактным (длина трубы), придают ему меньшее относительное отверстие и, наконец, ретушируют зеркало или мениск (все эти способы предлагал еще автор системы). Асферизация поверхности посредством ретуши – это почти норма для крупных телескопов. - прим. Э. Шекольяна.]

Смещение изображения незначительное. Для его обнаружения требуется высокое увеличение и быстрые повороты в разные стороны микрометрического винта фокусера. Испытываешь странное чувство после обычного жуткого смещения в некоторых Ш-К (включая, в известной мере, и мой бывший Takahashi).

Когда я приобрел ТЕС, то установил на него автоматизированный фокусер Крейфорда «нового поколения» NGFS с цифровой системой позиционирования и индикации положения DRO, которым пользовался на Takahashi. Как правило, я никогда не применяю его на ТЕС в качестве микрометрического фокусера чаще, чем это необходимо для точной и предсказуемой ручной фокусировки длиннофокусного инструмента.

За эти годы я несколько раз извлекал оптику для чистки, а также регулировал и смазывал фокусировочный механизм. Несколько месяцев назад я отправил оптику Юрию на повторное просветление. Когда я получил ее назад, то Юрий сообщил, что на мениск нанесено новое покрытие, создающее еще лучшее качество изображения. К удивлению, так и оказалось. Контраст теперь стал еще выше, хоть я и не мог такого представить.

Что касается процедуры извлечения оптики (я бы не рекомендовал к ней приступать, если вы точно не знаете, как это делается), то она несложная и недолгая. Юстировка выполняется очень легко и точно, поскольку оправа главного зеркала оснащена системой стопорных и юстировочных винтов, а вторичное зеркало имеет три обычных юстировочных винта.

Я применяю этот инструмент только для визуальных и фотографических наблюдений Луны и планет с высоким разрешением, а не для дипскай или двойных звезд. Двойными я пользуюсь лишь для проверки оптики.

Для визуальных наблюдений и фотографирования дипскай я использую 12-дюймовый телескоп LX200, существенно видоизмененный по рекомендациям Группы пользователей продуктов Meade (MAPUG). Контраст телескопа удалось повысить благодаря тому, что внутренняя поверхность трубы была покрыта матовой черной бумагой, а диафрагмы повторно густо зачернены с обеих сторон. Смещение изображения в LX200 теперь почти отсутствует вследствие установки двух шариковых подшипников в фокусировочный механизм, а также тщательной притирки двух ползунов и направляющей трубки посредством особой смазки с очень тонким абразивом. Оптика довольно хороша и точно отъюстирована.

Оба телескопа у меня постоянно расположены рядом, так что легко проводить сравнение при равных увеличениях. LX200 создает очень хорошие контрастные изображения вплоть до увеличения порядка 500х (или даже немного большего в превосходных атмосферных условиях). При более высоких увеличениях изображение быстро портится. ТЕС же легко достигает 500х с 10-мм окуляром, тогда как LX200 работает почти на пределе с 6-мм окуляром.

Следует помнить, что 12-дюймовый инструмент более чувствителен к условиям наблюдений, нежели телескоп с апертурой 10 дюймов или меньшей, вследствие характерного масштаба атмосферных турбулентных вихрей над наблюдательной площадкой. Именно этим главным образом ограничена апертура инструмента для наблюдений с высоким разрешением, и в моем случае оказалось, что 10-дюймовая труба f/20 больше для них подходит.

У ТЕС изображения более яркие и контрастные благодаря хорошим диафрагмам, хорошо исправленной оптике и меньшему центральному экранированию (22%). Мой старый добрый LX200 не дотягивает до «максутова», разве что имеет существенно более широкое поле зрения и может применяться со сверхширокоугольными окулярами. Это – более крупный и светосильный инструмент для фотографирования дипскай с относительным отверстием «всего» 1:10 или 1:6,3.

«Максутов» менее требователен к окулярам, к нему подходят практически все «кельнеры» или ортоскопические окуляры, и они создают очень хорошее изображение, хотя поле и не такое широкое. Мне особенно нравятся старые маленькие невесомые цейсовские ортоскопические окуляры Аббе. Однако, и новые ортоскопические окуляры Аббе University Optics работают почти так же хорошо, равно как и набор XL Pentax, показавший потрясающе высокое качество.

Я могу представить в этих заметках еще одно короткое сравнение с другим инструментом, поскольку, помимо ТЕС и LX200, располагаю также 6-дюймовым f/12 апохроматическим рефрактором Astro-Physics, известным как «суперпланетный телескоп». Этот большой телескоп я получил в дар от моего доброго друга-китайца Джозефа Лиу, знаменитого астрофотографа. Качество инструмента невероятно высокое, и я применяю его для фотографирования Солнца в белом свете и в линии Н-альфа. Он создает исключительно резкие изображения Солнца, Луны, планет и звезд. Доставляет огромное удовольствие наблюдать в него при хороших условиях превосходные точечные изображения звезд, четкие и высококонтрастные кратеры на Луне, резкие изображения дисков Юпитера, Сатурна и Марса, хотя все изображения заметно менее яркие и детальные, чем у «максутова». Тем не менее, при сверхвысоких увеличениях изображения рефрактора не портятся, а лишь темнеют. Эти телескопы трудно сравнивать из-за разницы апертур.

Возможно, я когда-нибудь и выполню такое сравнение, смастерив внеосевую маску для ТЕС и диафрагму с центральным отверстием для апохромата, чтобы добиться одинаковой апертуры (примерно 4 дюйма). Значительную разницу в относительных отверстиях я смогу скомпенсировать посредством хорошей линзы Барлоу.

Как видите, я считаю, что все три телескопа наилучшим образом подходят для своих задач, но должен вновь повторить: ТЕС – это нечто особенное.

Единственные недостатки, которые я обнаружил у ТЕС – это цена (хоть он вполне оправдывает каждый свой пенни) и долгое время остывания. Однако, после установки позади главного зеркала присланного Юрием вентилятора, труба стала остывать очень быстро. Я вдобавок недавно купил фильтрующий вентилятор Lymax, но пока его не испытывал из-за сезона дождей в Мексике (где я живу) и повышенной влажности.

У моей обсерватории сдвигающаяся крыша, поэтому температура под крышей и снаружи всегда почти одинаковая, так что когда я сдвигаю крышу, то телескоп остывает весьма быстро.

Обсерватория Э. Роэла: ТЕС, Meade и Astro-Physics. Виден пульт управления DRO и фокусерNGFS. Фотография с сайта автора.

Обсерватория Э. Роэла: ТЕС, Meade и Astro-Physics. Виден пульт управления DRO и фокусер NGFS. Фотография с сайта автора.



Мой теперешний телескоп Максутова – старой постройки. Ныне Юрий улучшил множество элементов конструкции М-К 250/20 и других телескопов ТЕС. Эти усовершенствования включают применение композиционных материалов для диафрагм, новое исполнение оптических деталей, еще более точную и лучше просветленную оптику, гораздо более строгий контроль качества, средства для оптических тестов, новую систему термостабилизации, т.е. в целом ожидается намного лучший инструмент. Следовательно, новые образцы будут по качеству превосходить мой ТЕС, хотя я-то уж точно не обнаружил бы большой разницы.

Если вам любопытно взглянуть на несколько фотографий, полученных с помощью ТЕС и двух других телескопов – добро пожаловать на мою страничку.

Eric Roel
eroels@prodigy.net.mx
TEC 10" f/20 and Other Subjects

перевод Михаила Ощепкова
oschepkov@mtu-net.ru
консультации и комментарий Эрнеста Шекольяна
для сайта «Астрономия и телескопостроение»



Обсуждение материала

Последние сообщения Создать новую тему
Ответить Сообщение из темы: Остаётся порадоваться за американских ЛА
АвторСообщение
ML
Администратор



Зарегистрирован:
17-12-2002
Сообщения: 605
Сообщение Добавлено: 17-03-2003 19:26:42     Заголовок: Цитата
Ничего, есть и у нас умельцы 

http://www.starlab.ru/cgi-bin/gallery/gallery.cgi?func=show&file=kis0003.jpg&Category=20&Page=1



Профиль E-mail

Ответить Сообщение из темы: Остаётся порадоваться за американских ЛА
АвторСообщение
Andrew_Pri
Новичок


Зарегистрирован:
09-01-2003
Сообщения: 17
Сообщение Добавлено: 17-03-2003 16:18:35     Заголовок: Остаётся порадоваться за зарубежных ЛА Цитата
Весьма рад за джентельмена - автора статьи. Достойнейшая любительская обсерватория, достойнейшее оборудование.



Редактировалось: 16:20:58 17-03-2003   Всего редактировалось: 1 раз

Профиль E-mail


Астрономия и телескопостроение - Copyright © 1999-2006 Коллектив авторов