Публикации
-
Большая экспедиция ПулКОН по Западному полушарию
В августе-сентябре состоялась наша самая длительная и сложная экспедиция за всю историю проекта ПулКОН (сеть НСОИ АФН). В поисках новых мест для установки наших телескопов в Западном полушарии мы посетили Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, Мексику. Дело в том, что из 27 обсерваторий и наблюдательных пунктов, сотрудничающих с проектом, только 2 - Тариха и Нью-Мексика расположены в Западном полушарии. Поэтому для эффективной работы сети НСОИ АФН необходимо развертывание еще нескольких обсерваторий в Южной и Северной Америке.
Первой точкой в Западном полушарии, куда прибыла экспедиция ПулКОН, был Рио-де-Жанейро.
Виды Рио-де-Жанейро.
Из Рио-де-Жанейро на автобусе мы переехали за 300 км в Итажубу, где посетили Национальную лабораторию астрофизики, которой принадлежит обсерватория Пико Дос Диас. Переночевав, мы отправились в обсерваторию, находящуюся в 37 км от Итажубы на высоте 1864 м в окружении банановой плантации.
Обсерватория Пико дос Диас на вершине горы.
Обсерватория оснащена 4 телескопами - самый большой имеет диаметр 1,6 м, два 60-см телескопа (один из них Цейсс-600) и 40-см МЕАДЕ.
Главный калибр обсерватории - 1,6-м телескоп (слева). 60-см автоматизированный телескоп (справа).
Виды с башни 1,6-м телескопа.
В целом, обсерватория нам понравилась - расположена компактно, имеет гостиницу, столовую, телескопы автоматизированы (кроме Цейсс-600) и оснащены поляриметрами и спектрометрами на базе ПЗС-камер Андор, есть Интернет. Но, в то же время свободного места в обсерватории немного, а также персонал совсем небольшой, тематика наблюдений космических объектов их не слишком интересует, да и наблюдательных ночей примерно столько же, сколько в Крыму, при этом имеется некоторая засветка от близлежащих посёлков. В общем, договорились вернуться к идее установки там наших телескопов через какое-то время, при условии, что мы сами найдём, кому на них наблюдать.
Дальше путь наш лежал в Аргентину, по наводке Тимура Крячко. Перелетев в Буэнос-Айрес и взяв с собой проводника-переводчика-организатора нашего маршрута Роберто, мы отправились в провинцию Сальта.
На улицах Буэнос-Айреса.
Вечерняя Сальта.
Переночевав в Сальте, запасясь продовольствием и получив от руководства провинции машину с шофером, мы начали самый экстремальный маршрут нашей экспедиции - 350 км по горной дороге, асфальтированной где-то на треть пути. Но горы вокруг были настолько фантастической красоты, калейдоскоп красок, скал, осыпей ... пейзаж меняется каждые 20 минут, что мы забывали обо всём.
Русло горной реки, которое мы переехали вброд (слева). Древнее городище индейцев на высоте более 3 км (справа).
Горы и солончаки.
Марсианские пейзажи.
Макон когда-то открыла Европейская южная обсерватория (ESO), экспедиция которой исследовала здешний астроклимат достаточно долго. И, не смотря на полученные прекрасные показатели по количеству хороших ночей (до 350 в год) и качеству атмосферы (сиинг иногда достигает 0,1 секунды, и, как правило, лучше 0,5 секунды), предпочла демонтировать телескоп и переехать в Чили. От ESO на Маконе остался маленький домик-вагончик на двоих и панель солнечной батареи на 5 кВт.
Так вот ты, какой, Макон (слева). Посёлок Толар-Гранде сверху (справа).
Ну вот, мы и наверху. Наследство от Европейской южной обсерватории - домик и солнечная батарея на 5 кВт.
Горная гряда на горизонте - уже Чили (слева). Возможно, что здесь, на высоте 4660 м, будет стоять наша обсерватория.
Местные власти хотят организовать здесь астрономо-туристический заповедник и дают лицензию на землю только после рассмотрения заявки научно-техническим комитетом. Первая лицензия на 2000 гектар была получена астрономическим институтом университета Кордобы. Во время нашего пребывания на Маконе и в Сальте нам удалось договориться о сотрудничестве и подписать тройственный протокол о намерениях - с университетом Кордобы и провинцией Сальты об установке на Маконе, на участке университета Кордобы наших телескопов для наблюдения космического мусора и астероидов.
Переговоры с руководством провинции Сальты и астрономическим институтом университета Кордобы (слева). Пресс-конференция по случаю подписания 3-х стороннего соглашения о намерениях (справа).
Уставшие (местами даже больные), но довольные мы закрепили успех в Буэнос-Айресе, посетив международный отдел Министерства науки. Как раз к этому моменту был получен положительный ответ из Венесуэлы и дальше наш путь пролёг в Каракас. Переночевав мы перелетели в Эльвихию, где нас встретил сотрудник Центра астрономических исследований и довёз на машине до соседнего города Мериды.
Из Мериды мы также на машине поехали в венесуэльскую обсерваторию Льяно дель Ато, наслаждаясь по дороге гораздо более живыми пейзажами (по сравнению с Аргентиной, где на той же высоте уже практически не было ничего живого).
На улицах Каракаса.
По дороге из Мериды в обсерваторию Льяно дель Ато.
Обсерватория Льяно дель Ато на высоте 3,5 км в окружении идиллического сельского пейзажа (грядки с картошкой, морковкой, поля люцерны и лужайки клевера). Вид из обсерватории на ближайший городок.
Фундаментальные купола и башни обсерватории. Главный калибр - 1-м Шмидт с ПЗС-мозаикой из 12 кристаллов (поле зрения 2,3х2,3 градуса).
Вторым по важности телескопом обсерватории является 1-м рефлектор Кассегрен-Кудэ производства Карл-Цейсс. Устаревший двойной 50-см астрограф. До боли знакомый 65 см рефрактор, практически, как в Пулково.
Что интересно, в обсерватории уже пробовали проводить наблюдения спутников на одном из каналов 50-см двойного астрографа и даже имеют контракт с венесуэльским космическим агентством. Ночей здесь совсем не так много, даже меньше, чем на Северном Кавказе, но зато почти все они ложатся на период с декабря по март - когда в подавляющем большинстве наших обсерваторий (в том числе в Тарихе) погоды почти нет. И, мы легко нашли общий язык с местными астрономами, нам обещан значительный объем наблюдательного времени на имеющихся телескопах, имеется много квалифицированного персонала, гостиница, столовая (и даже туристический центр). Несмотря на высоту 3,6 км мы чувствовали себя замечательно. Единственное огорчение - практически вся окружающая растительность, как в Подмосковье, ну никакой тропической экзотики. Поэтому мы с лёгким сердцем подписали предварительное соглашение и отправились дальше - в Мексику.
Здесь будет располагаться наша обсерватория. После подписания протокола о намерениях.
Из Мехико мы перелетели в Тихуану на полуострове Баха Калифорния и на автобусе добрались до Энсенады, где располагается филиал Астрономического института, а оттуда уже на институтской машине, везущей смену наблюдателей, добрались до обсерватории Сан Педро Мартир. По дороге мы уныло рассматривали уже сильно приевшиеся горы, полагая, что нас ничем больше не удивить. Но, как мы ошибались.
И снова в путь, покидаем Энсенаду.
Горы разные нужны, горы разные важны или по дороге в мексиканскую обсерваторию Сан Педро Мартир.
С увеличением высоты растительность вокруг нас традиционно мельчала, пропали даже кактусы. И, вдруг, на отметке 2,5 км начали появляться сосенки, мгновенно превратившиеся в безумно красивый сосновый бор. А на горе высотой 2,9 км показалась обсерватория, оснащенная 3-мя телескопами - 2,12-м, 1,5-м и 82 см с шикарным набором фотоприёмной аппаратуры.
Вид на обсерваторию. Вокруг сосновый бор до горизонта (в нём водятся рыси, пумы, койоты и горные козлы).
Мы чувствовали себя так, как будто нашли землю обетованную. 2 часа отдыха, которые мы провели, наслаждаясь прогулкой по окрестностям, были лучшими за всё время нашего путешествия. Красивейшие виды, тёплое ласковое солнышко, богатый животный и растительный мир, а запах, пахло так хорошо, что не хотелось уезжать. С трудом настроив себя на рабочий лад, вместе с двумя местными астрономами, выходцами из СССР, мы присмотрели замечательную площадку для нашей обсерватории. Проведя часть ночи в попытках помешать наблюдениям нашими разговорами, на утро мы двинулись в обратном порядке - Энсенада-Тихуана-Мехико.
Башня главного инструмента обсерватории - 2,12-м телескопа и вид с нее в сторону моря.
2,12-м телескоп, 1,5-м телескоп и 82-см телескоп.
Здесь мы присмотрели площадку для нашей обсерватории. Гостиница и столовая обсерватории.
Поделившись сильными впечатлениями от увиденного с директором Астрономического института и раздав несколько, уже ставшими традиционными интервью, мы подписали еще один протокол о намерениях. И снова - в путь, я уже домой, а Володя - на конференцию.
Интервью с директором Астрономического института университета Мексики. Маленькая улочка Мехико.
Это была настоящая экспедиция, за месяц мы совершили более 20 перелётов (пытались посчитать точно, но сбились) и более 20 переездов на автобусах и автомобилях, в том числе по бездорожью. И, следует отметить, что экспедиция была успешной - практически всюду мы достигли договоренностей, которые в 3-х случаях были закреплены еще и в виде соглашений. За все время у нас был только 1 день отдыха (мы потратили его, чтобы совершить восхождение к статуе Христа в Рио-де-Жанейро). Повсюду с нами носились, как с писаной торбой, но наиболее теплый приём был без сомнения в Мексике (хотя мы чуть было не легли костьми, пробуя всевозможные блюда мексиканской кухни - под пристальными взглядами хозяев пришлось съесть слишком много). Наш визит породил десятки статей в газетах и журналах в Аргентине, Мексике и Венесуэле. В результате наш проект получил отличные шансы расширить присутствие в Западном полушарии. Теперь надо всё тщательно обдумать и наметить правильную стратегию. Предварительные мысли, что надо начинать с мексиканской обсерватории Сан Педро Мартир и венесуэльской Льяно дель Ато, поскольку здесь уже есть всё необходимое - место, электричество, интернет, хорошие специалисты. В Бразилии еще предстоит найти местных наблюдателей. Ну а Аргентине всё надо будет начинать практически с нуля.
Игорь МОЛОТОВ
7 ноября 2010
Фотографии Игоря Молотова и Владимира Агапова